РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "УКРАСЬ ЁЛКУ"
Развитие фонематического слуха
и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками
чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы
дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Фонематический слух - это
способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух
является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук
в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса",
"дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки,
заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца
сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это
способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например:
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в
конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Предлагаю вам игру на развитие слухового
внимания и фонематическое восприятия: «Укрась елку»
Игровая задача заключается в развитии умения ребенка слышать, различать и выделять заданный звук в словах, определять его позицию.
Для игры нам понадобится силуэт
ёлки с наклеенными разноцветными кружочками,
небольшие карточки-картинки
(размером с кружочки)
Картинки подбираются таким образом, что бы на них были
предметы на все звуки (твердые и мягкие) в разных положениях слова – в начале, в
середине, в конце.
Ребенку предлагается задание: укрась
елку предметами, в которых живет
звук К
кот, ящик, собака, шапка, качели, замок
или Кь
тапки, санки, кит, носки
Когда задание выполнено, необходимо
попросить ребенка назвать все картинки, которыми украшена елка, выделяя
заданный звук.
Помните, правила правописания здесь не учитываются!
Так, например, в слове очки живет звук А поскольку произносим мы это слово ачки; звук А живет и в слове ящик, поскольку звук "я" состоит из 2-х звуков "й-а" и мы произносим - йащик.Желаю удачи!
НЕлли, спасибо за игру!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алена! Спасибо, что заглянули в гости!
УдалитьИнтересная задумка! Спасибо за идею!
ОтветитьУдалитьРада, что игра понравилась, спасибо за отзыв!
УдалитьОчень хорошая познавательная игра. Сколько тем можно охватить - имея всего-то одну елочку!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Нелли!
Действительно,это одна из моих любимых игр и незаменимый помощник в работе с детьми с речевыми нарушениями. Спасибо, что заглянули!
УдалитьОгромное спасибо за идею! Правда, ёлочка уже не актуальна, но можно заселять домик, например. Только сегодня задавалась вопросом: если ищем слова или предметы на определенную букву, то осьминог считается как асьминог или нет?) Так как мы с ребенком по сути изучаем звуки, правописания пока не касаемся, то, наверное, стоит оценивать слова с точки зрения произношения... Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, Анна, вы совершенно правы, но не стоит забывать, что звуки и буквы это разные вещи. Звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем. Если даем задание на произношение, то слушаем звуки, а если на написание, то буквы и правописание учитываем.
УдалитьНелли, спасибо, что приняли участие в проекте «Мир детских игр»
ОтветитьУдалитьИнтересная дидактическая игра, которая помет развивать фонематический слух.
Игра, действительно,очень полезная и несложная в изготовлении. Достаточно подобрать ряд картинок.
Удалить