пятница, 11 сентября 2015 г.

Развиваем пальчики - развиваем речь

Сегодня  хотелось бы  поговорить  о роли  пальчиковых  игр  в развитии  речи  ребенка.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша являются игры с пальчиками.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам  и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Предлагаемые ниже игры мы уже разучили с ребятами. Поэтому дома с небольшой вашей помощью эти упражнения дети смогут  выполнить.
«Игрушки»   
Цель: работа над темпом и ритмом речи
Ход игры:
На большом диване в ряд         (попеременно хлопают в ладоши и стучат  кулачками)
Куклы Танины сидят:


Два медведя, Буратино,             (загибают поочередно все пальчики)
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.


Раз, два, три, четыре, пять.       (разгибают поочередно все пальчики)
Помогаем нашей Тане                 (попеременно хлопают в ладоши и стучат  кулачками)  
Все игрушки сосчитать.

«Собери горошинки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.
Оборудование: блюдце, горох
Ход игры:
На блюдце насыпают горох.
Ребенку предлагается большим и указательным пальцами брать горошины одну
за другой и удерживать их в руке, так ребенок набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог.
С блюдца я беру горошку,
Словно птица клювом крошку.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.

«Дружба»
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики         пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики     ритмичное касание одноименных       пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять          поочередное касание одноименных          пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать                                 руки вниз, встряхнуть кистями

Игры с массажным мячиком - "ёжик"
"Колючий ёж"
Гладь мои ладошки, ёж!   (катаем мячик между ладошками)

Ты колючий, ну и что ж?  (дотрагиваемся пальцами до отдельных  "колючек")

Я хочу тебя погладить!      (гладим мячик)
Я хочу с тобой поладить!

Игра с "ёжиком"
Мы возьмем в ладошки "ёжик"   (берем мячик)
И потрем его слегка   (в одной руке держим мяч, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,  (меняем руку, делаем то же самое)
Помассируем бока  (катаем между ладошек)
"Ёжик" я в руках кручу  (пальчиками крутим мяч)
Поиграть я с ним хочу
Домик сделаю в ладошках,   (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка  (прижимаем ладошки к себе)

Уважаемые родители! Каждая новая изученная тема будет содержать новые , соответствующие тематике игры. Следите за развитием событий и играйте вместе с нами!
Отправляю наши пальчиковые игры в Детскую галерею

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Нелли! В такие интересные и полезные игры играете с воспитанниками. Вы - замечательный педагог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина Ивановна, за теплые слова, очень приятно.

      Удалить
  2. Нелли, здравствуйте. Спасибо за материал, он столько таит в себе секретов развития моторики руки, а это очень важно, ведь через игру ребенок развивается)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, мои ребята все с разными речевыми нарушениями. А это значит, что моторика оставляет желать лучшего и участие родителей в этом вопросе просто необходимо. Будем стараться.

      Удалить
  3. Нелли, спасибо за пальчиковые игры, беру в копилку :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория,спасибо. Рада, если материал пригодится)

      Удалить
  4. Нелли Анатольевна, добрый вечер! Очень актуальная тема, и сколько бы педагоги не пополняли копилку пальчиковых игр, всегда полезно дополнить её новыми. Спасибо за полезный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, Вы правы. Игр настолько много, но всегда можно найти что-то новенькое)

      Удалить
  5. Нелли, спасибо за интересный материал и участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо. Рада, что заглянули в гости.

      Удалить
  6. Нелли, спасибо! Шипастые мячики - замечательное средство развития моторики. А еще и средство массажа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга, мы такими мячиками массажируем не только руки, но и стопы ног.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Развивать пальчики никогда не поздно, это полезно и интересно! Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо! Да, никогда не поздно! Прежде чем ребенку что-нибудь показать, сама тренируешься. Бывает и не получается сразу...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Нелли! Наши детки тоже очень любят играть в пальчиковые игры, даже сами их проводят в утренние часы, перед завтраком. Некоторые из предложенных упражнений для меня новые, забрала в копилочку, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Спасибо, что зашли в гости. Буду рада, если игры пригодятся!

      Удалить
  9. Нелли, спасибо за интересный и актуальный материал.Подборку игр и игровых упражнений беру в копилку.Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Буду рада, если материал пригодится!

      Удалить
  10. Нелли, огромное спасибо за такой полезный материал!

    ОтветитьУдалить