ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И ГОСТИ БЛОГА! РАДА ВИДЕТЬ ВАС В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК!

суббота, 15 ноября 2014 г.

 РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА "УКРАСЬ ЁЛКУ"

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Предлагаю вам игру на развитие слухового внимания и фонематическое восприятия: «Укрась елку»
Игровая задача заключается в развитии умения ребенка слышать, различать и выделять заданный звук в словах, определять его позицию.


Для игры нам понадобится силуэт ёлки с наклеенными разноцветными кружочками, 


небольшие карточки-картинки (размером с кружочки) 




Картинки подбираются таким образом, что бы на них были предметы на все звуки (твердые и мягкие) в разных положениях слова – в начале, в середине, в конце.

Ребенку предлагается задание: укрась елку предметами, в которых живет  звук    К



кот, ящик, собака, шапка, качели, замок

или Кь



тапки, санки, кит, носки

Когда задание выполнено, необходимо попросить ребенка назвать все картинки, которыми украшена елка, выделяя заданный звук. 

Бывает так, что ребенок называет картинку совсем другим словом. Например, ребенок ищет картинки со звуком Б, а ставит - сапоги.  При назывании картинок он обозначает эту картинку словом - обувь.
Помните, правила правописания здесь не учитываются! 
Так, например, в слове очки живет звук А  поскольку произносим мы это слово  ачки; звук А живет и в слове ящик, поскольку звук "я" состоит из 2-х звуков "й-а"  и мы произносим - йащик.
Желаю удачи!

10 комментариев:

  1. Интересная задумка! Спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень хорошая познавательная игра. Сколько тем можно охватить - имея всего-то одну елочку!
    Спасибо, Нелли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно,это одна из моих любимых игр и незаменимый помощник в работе с детьми с речевыми нарушениями. Спасибо, что заглянули!

      Удалить
  3. Огромное спасибо за идею! Правда, ёлочка уже не актуальна, но можно заселять домик, например. Только сегодня задавалась вопросом: если ищем слова или предметы на определенную букву, то осьминог считается как асьминог или нет?) Так как мы с ребенком по сути изучаем звуки, правописания пока не касаемся, то, наверное, стоит оценивать слова с точки зрения произношения... Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна, вы совершенно правы, но не стоит забывать, что звуки и буквы это разные вещи. Звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем. Если даем задание на произношение, то слушаем звуки, а если на написание, то буквы и правописание учитываем.

      Удалить
  4. Нелли, спасибо, что приняли участие в проекте «Мир детских игр»
    Интересная дидактическая игра, которая помет развивать фонематический слух.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Игра, действительно,очень полезная и несложная в изготовлении. Достаточно подобрать ряд картинок.

      Удалить